Программы Образования: История Развития

 

Чему учить и как учить? Этот вопрос не давал покоя на протяжении всей истории школьного обучения. И педагоги, и политики прекрасно понимали, какую роль играет содержание образования для воспитания подрастающего поколения и для развития государства в целом. Поэтому в истории известны, например, спартанская система обучения, рыцарская система воспитания в Европе, программы образования джентельменов в Англии.

В истории образования России тоже есть интересные периоды, когда образовательная программа школы изменялась коренным образом. Одной из таких реформ была перестройка школы в молодой Советской республике.

После октябрьских событий 1917 года у руля школьной жизни оказались А.В.Луначарский и Н.К.Крупская. Их трудами в 1918 году были приняты первые документы о школе. Если прочитать «Основные принципы Единой трудовой школы» с позиции сегодняшнего дня российской школы, то можно с уверенностью назвать их актуальными и современными.

Изучив программы образования США и Европы, Н.К.Крупская и А.В.Луначарский включили в основу новой советской школы самые прогрессивные идеи.

Уважение личности ученика и отказ от физических наказаний, активные методы обучения, индивидуальный подход к каждому ученику, развитие одаренных детей и забота об отстающих —  это неполный перечень провозглашенных школьных преобразований.

Новая школа отказывалась от применения физического наказания учеников розгами. Требование к учителям выдвигалось одно – уметь увлечь детей на уроке, чтобы не было причин для дисциплинарных взысканий. Самое лучшее стимулирование учеников — школьное самоуправление.

Программы образования Единой трудовой школы были сконцентрированы вокруг трех основных сфер жизни ученика: природа, труд, общество. В те годы педагогам предлагалось использовать то, что сегодня мы называем интегрированным обучением.

Основной предмет начального обучения — своеобразная детская энциклопедия. Например, выбирался какой-либо объект живой или неживой природы (домашнее животное, механизм, природное явление) и рассматривался с позиций использования человеком, сообщались сведения о физических и химических свойствах этого объекта, его происхождение, история развития и т.д. То есть знакомство с объектами окружающей действительности должно было происходить всесторонне с позиций всех наук.

Утрированное представление о реформе программы образования тех времен можно увидеть в фильме «Два капитана» по В.Каверину. Вспомните, как ученики изучали корову. На уроке родного языка учились писать слово «корова», на географии изучали, где эти самые коровы живут.

Совершенствование системы образования в Советской России предполагало и введение новых методов обучения. В школу пришел метод проектов. Ученики учились планировать свое обучение, занимались исследовательской работой, защитой проектов, направленных на преобразование окружающей жизни. Стержнем программы образования Единой трудовой школы был производительный труд. Труд и активное, творческое познание окружающего мира — вот то, к чему стремились реформаторы.

Но их идеям не суждено было сбыться тогда. С одной стороны, не все педагоги смогли увидеть перспективу развития реформаторских идей. С другой стороны, надвигающемуся тоталитарному режиму не нужны были активно мыслящие люди.

В сентябре 1931 года было принято постановление партии, в котором осуждались и метод проектов (он ведь был буржуазным), и производительный труд, и активность в обучении. На долгие годы в школу пришла репродуктивная система обучения, основанная на принципе «вопрос учителя – ответ ученика»

Только в 90-е годы двадцатого века российская школа снова услышала о методе проектов и исслеовательской деятельности, о гуманистическом воспитании.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *