«Месть» Сюзанн Биер

Месть В рамках раздела «АртКиноМания» предлагаем вам рецензию Станислава Никулина на кинофильм Сюзанн Биер «Месть».

«Любимая тема режиссера – долгие перекрестки наших судеб, на которых родные, коллеги, а может быть просто невольные знакомые должны делать полезные перевалы, чтобы обидно вздохнуть, обернуться и, в конце концов, разобраться в своих трудностях.»

Доктор Антон (Микаэл Персбрандт) трудно испытывает развод с супругой (Трин Дирхольм), считая удовольствие в добровольческой работы. Их сын Элиас (Маркус Ригаард), неприглядный парень с зубными скобами, подвергается унижениям со стороны одноклассников в школе. Ему на помощь наступает начинающий Кристиан (Вильям Йон Нильсен), поспевший к собственным 12 годам многое осознать и осознать. Не так давно он утратил мать и отныне должен жить с бабулей и немилым папой (Ульрих Томсен). Быстро мальчики делаются самыми лучшими товарищами, и взрослый Кристиан начинает объяснять недотепе Элиасу собственную будничную философию, в которой акт мщения занимает лидирующие места.

«Месть» Сюзанн Биер раскладывает обычный для европейского кинематографа заключительных лет раскладка, в котором сплетаются нелюбовь, любовь, одиночество, ощущение утраты и другие нужные свойства сильной прозаической драмы. Строго говоря, сюжетная причина нового кинофильма датчанки отображает и синхронно совмещает внутри себя всё то, что было выполнено ей до данного (включая голливудский первый опыт «Пропащее в пламени»). Любимая тема режиссера – долгие перекрестки наших судеб, на которых родные, коллеги, а может быть просто невольные знакомые должны делать полезные перевалы, чтобы обидно вздохнуть, обернуться и, в конце концов, разобраться в своих трудностях. Сейчас проблемой для горестных раздумий (а бывает ли по-другому?) стала месть, подведшая по ходу рассказа за собой традиционный комплект других вопрошаний на постоянные темы.

Подводя созерцателя (тонко, под руку, с нежностью) к «окаянным» вопросам, над которыми колотился ещё Степан Михайлович Д., в какой-нибудь момент Биер обессиливает хватку и пропадает в незнакомом направлении. Сформулировав критерии цели, датчанка отказывается от ее решения. Режиссеру важен инцидент, драматургическая сцепка сцен и безрассудно прекрасное африканское небо. Всё прочее, включая выводы и моралите, на совести глядящих. Такой подход (залучила, завлекла и забросила) может пробудить недовольство и обиду. Тем не менее, такую стратегию можно оправдать. Так как основное в «Мести» совершенно не решения (в конечном счете, их-то можно прочитать где угодно и в любом количестве), а установка вопроса. А это Сюзанн Биер может делать лучше многих собственных коллег.
(с) Станислав Никулин

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *